Национальный горный университет — соответствие Времени
Новости



  
17.04.2013

НГУ: Профессия горных инженеров растет в цене

Развитие горной отрасли сегодня остро нуждается в современных высокопрофессиональных кадрах. Во многом от них зависит технический прогресс и поддержка конкурентоспособности предприятий на мировых рынках. Об уровне украинского горного образования в интервью МинПрому рассказал ректор Национального горного университета Геннадий Пивняк.


- Национальный горный университет является основным ВУЗом, который готовит специалистов горного дела. Как Вы считаете, хватает ли студентам знаний, полученных в университете для работы в Украине?


- Мы готовим специалистов для горнодобывающей отрасли по всем специальностям действующей в Украине номенклатуры. Это, прежде всего, технологические специальности, машиностроение, электроэнергетика, экономика, информационные технологии. Знаний, которые они получают в стенах университета и на производственных практиках, достаточно для работы на современных горных предприятиях, в научно-исследовательских и проектных организациях. Об этом можно судить, опираясь на отзывы отечественных и зарубежных партнеров, анализ их учебных планов и технологий обучения.

Безусловно, содержание образования должно отличаться, поскольку в каждой стране месторождения находятся в своих горно-геологических условиях и для их эксплуатации используют адаптированные технологии. Наш опыт также интересен зарубежным коллегам. Ведь по разработке месторождений железистых кварцитов, добыче каменных углей из тонких пластов Украина занимает ведущие позиции в мире. Сырьевых материалов Украина экспортирует мало. Преимущественно это продукция черной металлургии (до 40% ВВП), основой для которой является минерально-сырьевая база страны. Стажировки за рубежом, осуществление программ двойного диплома дают положительные результаты, поскольку в каждой стране есть чему поучиться.

- Университет практикует сотрудничество с международными образовательными учреждениями. Как происходит это сотрудничество, что оно предполагает?

- В современных условиях международное сотрудничество приобретает особое значение и является неотъемлемой составляющей нашей деятельности. За последние годы мы установили международные контакты с университетами, научными центрами и предприятиями. Существенное развитие получило участие в международных научно-образовательных организациях, в том числе во Всемирном Форуме университетов ресурсов по устойчивому развитию, Международном университете ресурсов, Евразийской Ассоциации университетов, Великой Хартии университетов и других.

Весьма результативно развивается сотрудничество с университетами Германии, Польши, России, Казахстана, США. В число наших основных партнеров из этих стран входят: Технический университет "Фрайбергская горная академия", Эсслингенский университет прикладных наук, Берлинский технический университет, Научно-технический университет "Краковская горно-металлургическая академия", Главный институт горного дела Польши, Институт минерального сырья и энергетики Польской академии наук.

Мы сотрудничаем с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, Московским государственным горным университетом, Национальным минерально-сырьевым университетом (горный) г. Санкт-Петербург, Фондом им. Фулбрайта, Университетом Миссури, корпорацией "Solid Works" и многими другими.

Сегодня существует острая потребность в молодых высококвалифицированных специалистах на всех горных предприятиях. Наиболее активно в подготовке кадров работает ведущая отечественная топливно-энергетическая компания ДТЭК. В рамках договора о сотрудничестве с НГУ создана группа профессионально-личностного роста из студентов 5 курса горного факультета. Программа ее обучения предусматривает применение полученных в университете знаний в реальных условиях горного производства, передачу опыта ведущими специалистами во время регулярных посещений студентами горных предприятий и прохождения тренингов профессионально-личностного роста, организованных ДТЭК. Для студентов, которые успешно прошли обучение, открываются широкие возможности реализовать себя в качестве горного инженера и раскрыться как личности. ДТЭК предоставляет возможность последующего трудоустройства на инженерно-технические должности с перспективой карьерного роста.

В горном университете успешно действуют авторизованные учебные центры, в том числе компании Schneider-Еlectric (Франция) и Vacon (Финляндия). Основной профиль центра Schneider-Еlectric – электроприводы переменного тока и средства автоматизации. Vacon – признанный лидер в разработке, производстве и внедрении преобразователей частоты для управления асинхронными двигателями.

С 2008 года университет активно развивает сотрудничество с американской компанией Dassault Systèmes SolidWorks Corp. – мировым лидером в области высокотехнологического программного обеспечения.

- Как часто иностранцы приезжают в Украину на стажировку и для обретения разных образовательных или научных уровней?

- За последние 10 лет в НГУ обучались более 700 представителей 29 стран мира, 21 из которых завершили работу над кандидатскими диссертациями и получили научную степень. В 2012 году (с учетом выпуска бакалавров, магистров и слушателей подготовительного отделения) в университете обучались по 19 направлениям подготовки 240 иностранных граждан. Наиболее востребованными направлениями являются компьютерные науки, телекоммуникации, геология, менеджмент. Здесь обучается около 50% всего иностранного контингента.

Помимо прочего, мы проводим стажировки, переподготовки и осуществляем повышение квалификации для инженерного и научного состава зарубежных предприятий и организаций. Так, начиная с 2006 года, у нас организованы ежегодные курсы повышения квалификации для инженерных работников (около 20 человек ежегодно) Тянь-Шаньской уранодобывающей компании Китайской национальной атомной корпорации.

В 2012 году группа инженеров Социалистической Республики Вьетнам (34 человека), согласно заказу ООО "Научно-производственная компания "Горные машины" (г. Донецк), получила теоретические и практические навыки в области горного дела и технологий сооружения вертикальных стволов шахт.

С 2004 года успешно проводится ряд технических и производственных практик для студентов-старшекурсников и научных работников Технического университета "Фрайбергская горная академия", Бранденбургского технического университета, Горного института Рейн-Вестфальского технического университета (Германия).

- Горнодобывающая отрасль является крайне травматичной, и участники рынка уделяют особое внимание тренингам по безопасности. Какое внимание в университете уделяется обучению техники безопасности?

- Особенностью предприятий горнодобывающего комплекса является то, что условия труда здесь, как правило, достаточно сложные, характеризуются наличием многих вредных и опасных для работников факторов. Поэтому отраслевой стандарт МОН по направлению "Горное дело", разработанный с участием НГУ, предусматривает увеличение норм времени на преподавание нормативных дисциплин по охране труда. Минимальная норма времени на изучение дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Основы охраны труда" и "Охрана труда в отрасли" составляет по 108 часов каждая.  

При этом мы даем возможность значительно углубить знания по вопросам безопасности. При выборе студентами специальности "Разработка месторождений и добыча полезных ископаемых" они изучают такие дисциплины как "Аэрология горных предприятий", "Вентиляция шахт и рудников", "Технология и безопасность ведения взрывных работ". Студентам предлагаются не отдельные дисциплины, а их цельные профессиональные блоки, которые дают возможность получить углубленную подготовку по определенным вопросам и учитывают особенности будущего места работы студента.

Кроме общей подготовки по охране труда, в НГУ осуществляется постоянная привязка вопросов безопасности к конкретному процессу, технологии, машине, оборудованию. Перед преподавателями университета стояла задача, чтобы каждая лекция, проект, прикладное задание, лабораторная работа акцентировали внимание студентов на вопросе, каким образом защитить человека от влияния опасных и вредных факторов при выполнении той или другой операции, эксплуатации машины, оборудования.

С учетом этого в университете основные акценты постепенно переносятся на изучение прикладных вопросов безопасности при преподавании профессионально ориентированных дисциплин. Для этого в разработку их программ обязательно включаются конкретные вопросы безопасности труда при выполнении технологических операций, эксплуатации машин, оборудования. Мы ввели в практику обязательное рецензирование издаваемых учебников, пособий, конспектов лекций по профессионально ориентированным дисциплинам. При аттестации выпускников в комплексные квалификационные работы и дипломные проекты обязательно включаются конкретные вопросы безопасности.

- Какие факультеты наиболее востребованы?

- Говоря о востребованности факультетов (кстати, их у нас 9 – дневного обучения плюс институт заочного образования), необходимо учитывать специальности. Есть специальности, пользующиеся ажиотажным спросом (экономические, информационные, юридические и др.). А вот востребованность со стороны промышленности носит иной характер.

Спросом пользуются все инженерные специальности, в частности: подземная и открытая разработка месторождений, обогащение полезных ископаемых, подземное строительство, электромеханика, горные машины и т.д. Количество выпускаемых инженеров по этим специальностям в настоящее время меньше того, которое заявляется предприятиями.

- Ваш ВУЗ относится к числу старейших в Украине. Насколько он видоизменился с трансформацией украинской экономики в рыночную?

- НГУ готовит горных инженеров с 1899 года. Высшее учебное заведение – это не только здания и лаборатории. Это живой организм, основой жизни которого является научное и педагогическое взаимодействие профессорского корпуса и студентов. По мере развития научно-технического прогресса, изменений социально-экономического уклада, образованности нации меняется и студент, для которого нужны технологии обучения, соответствующие его уровню. По мере развития экономики меняются и требования к специалистам, содержанию образования.

Если до 1991 года мы готовили инженеров по 12 специальностям, то теперь наш университет является современным многопрофильным высшим учебным заведением европейского типа, где осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием по 50 специальностям. Влияние трансформации украинской экономики в рыночную проявляется в двух аспектах: расширении подготовки специалистов, востребованных рынком труда, и финансовом самообеспечении для поддержания жизнедеятельности университета.

- Обеспечены ли Ваши выпускники работой в Украине?

- Наши выпускники по инженерным специальностям пользуются спросом, который мы не всегда можем удовлетворить, поскольку в последние годы спрос превышает предложение. Что касается экономических специальностей, то они востребованы рынком труда в меньшей степени. Тем не менее мы трудоустраиваем до 95 % выпускников, которые обучались за бюджетные средства.

- В мире Украину оценивают как страну с высоким уровнем залежей и добычи сырья, в том числе угля и железной руды, но мало говорят об отечественных горняках. Как бы Вы оценили нынешний уровень подготовки украинских специалистов, занятых в горной добыче?

- Украинские специалисты в области технологий добычи полезных ископаемых обеспечивают в полной мере потребности отечественной промышленности в необходимом сырье и, кроме того, способствуют его экспорту. А это ведет к притоку валютных ресурсов. Наш многолетний мониторинг карьерного роста инженеров, окончивших горный университет, независимо от того, гражданами каких стран они являются, показывает, что выпускники НГУ на равных конкурируют со специалистами – выпускниками ведущих зарубежных горных ВУЗов. Наши студенты и аспиранты, попадая на стажировки за рубеж, также неизменно показывают высокий уровень теоретических знаний и практических умений.

- Котируется ли украинское образование в горном деле на мировом рынке? Какой опыт Вы перенимаете у иностранных коллег? Что они перенимают у нас?


- Украинское образование в горном деле высоко котируется на мировом рынке. У нас учатся и хотят учиться горным специальностям иностранные граждане. Горный университет входит в известные международные образовательные сообщества.

Помимо этого, в 2007 году был создан Международный университет ресурсов (IUR), в состав которого вошли ведущие университеты горного (ресурсного) профиля пяти европейских стран: ТУ "Фрайбергская горная академия" (Германия), Монтан-Университет Леобена (Австрия), НТУ "Краковская горно-металлургическая академия" (Польша), Национальный минерально-сырьевой университет (горный) г. Санкт-Петербург (Россия), Национальный горный университет (Украина).

Деятельность IUR направлена на усиление консолидации университетов, объединение научных и академических школ путем разработки новых совместных программ. Реализуется совместный образовательный проект "Международный обмен знаниями как составляющая инновационного развития" в рамках подписанного в НГУ в 2011 году Меморандума ежегодного саммита ректоров университетов – членов IUR. В октябре 2012 года в рамках совместной магистерской программы IUR "Прогрессивные технологии разработки минеральных ресурсов" в Монтан-Университете Леобена начала обучение первая группа студентов-магистрантов горного факультета НГУ.

В июне 2012 года в ТУ "Фрайбергская горная академия" руководители 59 ресурсных университетов с целью обеспечения рационального использования мировых природных ресурсов подписали Меморандум о создании Всемирного Форума университетов ресурсов по устойчивому развитию. Украину представлял Национальный горный университет.

- Как Вы считаете, что сегодня побуждает молодежь идти в столь опасную профессию, в которой порой отсутствуют нормальные условия труда?

- Горным специальностям обучаются молодые люди чаще всего из горнопромышленных регионов Украины. Призвание к профессии горняка у них выработано воспитанием в семьях, преданностью делу отцов, осознанием того, что их труд нужен обществу и востребован. Да и рабочие места в настоящее время достаточно стабильно предлагают в основном горные предприятия. Что касается приема в горный университет, то на протяжении последних лет он остается стабильным. Контингент студентов по всем формам обучения сохраняется на уровне 17 тысяч человек.

Беседовала Евгения Губина

ИА Минпром


До списку

 




© 2006-2017 НГУ Інформація про сайт